Как часто нужно перестраиваться
Этот вопрос праздный или серьезный? Праздный, если думать только о сегодняшнем дне. Серьезный, если прогнозировать развитие личности и социальной организации (предприятия, коллектива). Сразу же заметим, что ответ будет разным у холерика, который не может усидеть на одном месте, и у флегматика, порой относящегося к освоению новой сферы как к неразрешимой проблеме. Наиболее взвешенный и наиболее правильный ответ даст, пожалуй, сангвиник: на нормальных условиях жизнедеятельности отрицательно сказываются и постоянные «перетряски», отсутствие стабильности, и излишняя стабильность, перерастающая в инертность.
Теория и практика управления показывают, что эффективным средством развития этой системы является постоянная смена одного из трех ее компонентов:
• задач организации и предприятия;
• руководства (лидерства);
• состава группы, организации.
Застой в организации (на предприятии) часто возникает в силу того, что задачи и технологии остаются неизменными в течение слишком большого срока. А это приводит к психологической стереотипизации отношений к своим обязанностям и другим людям. Человек начинает «бегать по кругу», не испытывая удовлетворения от своей деятельности и отношений с другими людьми. Конечно, их можно заменить хобби, что принесет определенную пользу отдельной личности.
Но что при этом выиграет трудовой коллектив? Не исключено, что коллектив, не работающий на конечный результат, а являющийся «винтиком» в огромной бюрократической системе, может вполне устраивать такое положение дел. Другое дело, когда результаты труда оцениваются по вполне реальным критериям. В таком случае рано или поздно придется решать проблему: «Быть или не быть?»
Почему японские предприятия составили такую сильную конкуренцию предприятиям других стран? Да хотя бы потому, что время для них — не абстракция, а реальность, от которой зависит конкурентоспособность. Периодически изменяемые задачи и технологии стимулируют активность руководства и состава коллективов.
Конечно же, реорганизации должны осуществляться с учетом возможности организации, но когда это, как говорится, вопрос жизни и смерти, возражений ни у кого не возникает.
Другой важной причиной застоя может быть длительная, в десять и больше лет, несменяемость руководства. В прежние времена, когда руководители назначались сверху, а не выбирались, проблем смены руководства не существовало. Такое положение порождало инертность, апатию людей; более способные работники «уходили» в хобби или во что-то другое, постепенно теряя свою квалификацию. Рынок, самофинансирование очень остро поставили вопросы конкурентоспособности и напрямую связанных с ней реорганизаций со всеми вытекающими отсюда проблемами, в том числе и психологическими.
И наконец, застою в развитии как отдельной личности, так и всей организации (предприятия) способствует неизменность состава групп, выполняющих то или иное задание.
Каков же выход? Ответ однозначен: создание таких социально-экономических и организационно-правовых условий, в которых было бы невозможно длительное, порождающее консервативность сохранение стабильности всех трех компонентов.
Социально-психологические исследования показывают, что адаптация среднестатистического человека в организации средней сложности происходит в пределах двух-трех лет. В следующие два-три года наблюдается максимальная отдача. Если же затем все компоненты остаются неизменными, наступает спад производительности. Когда же один из трех компонентов изменится — и личность, и коллектив будут прогрессировать в своем развитии.
Частая смена трех компонентов (задач, руководства, состава) также негативна для оптимального функционирования личности и коллектива. Искусство руководителя состоит как раз в том, чтобы совместно с кадровой службой найти здесь «золотую середину». Самое интересное в этой дилемме — взаимосвязь пользы или вреда для личности и коллектива. Развивается или нет отдельная личность — это польза или вред для нее и для других. Выигрывает или проигрывает коллектив — выигрывает или проигрывает личность.
В свое время академик Б. Г. Ананьев утверждал, что для развития и сохранения разума человеку необходимо постоянно работать над своим интеллектом. То же можно сказать и об искусстве общения и способности к завершению начатых дел. И то и другое надо вырабатывать.
В целом же изменения в познании, коммуникациях и практической завершенности деятельности — ключ к гармоничному развитию личности человека, коллектива и любой другой общности людей. Умственная, коммуникативная, практическая деятельность в сочетании дают эффект целостного, гармоничного развития личности и общества.
А для того чтобы избежать внутренних и внешних конфликтов личности и коллектива, нужно задействовать организационно-правовой механизм конкурсности, сменяемости задач, руководства, состава. Другим стимулом развития является реальное включение социальноэкономических рычагов обмена полезного продукта в систему производственных отношений.
Кратко подводя итог рассмотрению вопросов отношений в трудовом коллективе, следует сделать такие выводы:
1. Групповые суждения надежнее индивидуальных. Однако решение проблем в этом случае занимает больше времени.
2. Групповое обучение протекает быстрее, чем индивидуальное.
3. Решение, принятое в результате совместного обсуждения, рискованнее индивидуального из-за возможности давления на него.
4. Люди чаще взаимодействуют с теми, кто сидит напротив или хотя бы через одного человека, нежели с теми, кто сидит рядом. При этом женщины используют зрительный контакт как форму коммуникации чаще, чем мужчины.
5. Работники, положительно ориентированные на других, расширяют социальное взаимодействие, увеличивают связи и повышают уровень морали в общности, в то время как личности, ориентированные на вещи, задерживают социальное взаимодействие, снижают сплоченность и ухудшают моральные отношения, порождают в коллективе подозрительность и зависть.
6. Член группы с отклоняющимся, непрогнозируемым поведением нарушает и подавляет ее функционирование так же, как и человек с высоким уровнем тревожности. В то же время социально приспособленный работник содействует ее эффективному функционированию.
7. Группы с разнополым составом более подвержены социальному давлению, внушению, чем с однополым, что связано с большей озабоченностью межличностными отношениями.
8. При прочих равных условиях коллективы, состоящие из людей, обладающих различными способностями, действуют более эффективно, чем те, которые объединяют работников с аналогичными способностями.