О духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности

Так, авторы вышедшего в 1909 г. и ставшего широко известным философского сборника «Вехи» Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, обосновывая свой отход от философии марксизма, заявляли, что они в своем мировоззрении исходят из примата духовной жизни над материальными условиями. Идеология, покоящаяся на противоположном убеждении, представлялась авторам сборника внутренне ущербной. Развивая эти мысли в другой своей книге, Н. Бердяев писал: Маркс был замечательным социологом, но очень слабым антропологом. Марксизм ставит проблему общества, но не ставит проблему человека, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики. Общество есть первофеномен, человек же есть эпифеномен.

Единое стремление русских мыслителей — всесторонне обосновать идеи приоритета духовных, прежде всего нравственных и психологических, начал в жизни общества — получило дальнейшее развитие в философской концепции всеединства, обоснованной выдающимся русским философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900).

Эта концепция сыграла немаловажную роль в утверждении в русской экономической мысли идей приоритета духовных начал, необходимости очеловечения, гуманизации хозяйственной жизни, поскольку идея всеединства исходила из признания нераздельности материального, идеального и божественного бытия, при ведущей роли в нем духовного начала. Исходя из идей всеединства, многие русские философы и экономисты (С. Булгаков, С. Франк, П. Флоренский) убедительно обосновывали необходимость учета и использования в хозяйственной деятельности не только материально-технических, организационных, но и нравственно-психологических, духовных факторов, опережая в этом отношении западных авторов и даже подталкивая их в данном направлении.

И это не просто очередная дежурная фраза о российском приоритете еще в одной из областей научного знания. Некоторые выдающиеся западные специалисты в области экономической психологии и русские мыслители, оказавшиеся после Октябрьской революции за рубежом, тесно сотрудничали между собой в разработке этих проблем и стали во многом единомышленниками.

Так, выдающийся швейцарский специалист в области хозяйственной этики Артур Рих (1910—1992) был лично знаком с Николаем Бердяевым, признавал не только его высокий авторитет в науке, но и значительное его влияние на свое творчество. В своем известном фундаментальном труде «Хозяйственная этика» (1990) А. Рих, использовав огромный материал, почерпнутый из деловой жизни сотен предприятий, фирм западных стран, убедительно обосновал мысль о благотворном влиянии христианской этики на эффективность предпринимательской деятельности. Будучи глубоко верующим христианином, он полагал, что гуманизм, основанный на нормах христианской морали, должен стать исходным принципом для всей экономической жизни.

Он считал, что одобрения заслуживает только тот экономический порядок, который отвечает христианским требованиям Веры, Надежды, Любви. При решении всех экономических вопросов ни в коем случае нельзя противопоставлять потребности экономики и принципы социальной справедливости.

Конечно, при сопоставлении этих высоких мыслей с нашей суровой российской экономической реальностью они кажутся для нас неприемлемыми, утопическими. Но так ли это в действительности? Попытаемся дать взвешенный ответ на этот вопрос в следующем параграфе.